Обновленное ружьё Typhoon F12 Gen3

В практической стрельбе из ружья существует четыре класса оружия. Это разделение создано для того, чтобы стрелки могли соревноваться со стрелками с таким же типом оружия и соблюдался принцип при котором все стрелки находятся в равных условиях. То есть все максимально должно зависеть только от навыков стрелка, а не от типа ружья, которые очень принципиально отличаются от класса к классу. Итак, класс «стандарт-мануал» – это помповые ружья с ручным принципом перезарядки с подствольным несъемным трубчатым магазином, и большинство начинающих стрелков начинают чаще всего с этого оружия. Класс «стандартный» — те же ружья с подствольным магазином, но стреляющие в полуавтоматическом режиме – полуавтоматы. Класс «модифицированный» отличается от стандартного тем, что в нем разрешается большее количество патронов на старте, дульные устройства, уменьшающие отдачу и подброс ствола при выстреле и электронно-оптические прицелы – чаще всего коллиматорные. И, класс «открытый» или «Open» — в котором помимо дульных устройств и электронно-оптических прицелов разрешены еще и отъемные коробчатые магазины, которые, часто, дают значительное преимущество стрелкам, так как позволяют делать перезарядку оружия существенно быстрее.

Я помню, как еще пару лет назад на соревнованиях по практической стрельбе из ружья с огромным трудом открывался класс «Open». Класс интересный, быстрый и зрелищный. А иногда и вовсе не открывался, хотя для того чтобы он состоялся по правилам нужно всего-то пять участников. Проблема была в том, что практически единственным конкурентным оружием в этом класса был российский «Вепрь». Приобрести его можно было только на вторичном рынке, по вполне понятным причинам, по завышенной невменяемой цене, а потом еще и потратить кучу сил и средств на его глубокий тюнинг и доводку до состояния, в котором он был бы удобен и стрелял бы приемлемо надежно. Конечно же находились стрелки которые могли позволить себе это мероприятие, а были даже такие которым нравился сам процесс возни с оружием. Но большинство стрелков недоверчиво смотрело на такие перспективы, все это отталкивало их от участия в открытом классе, и они шли по более простому, но не безоблачному пути – выбирали другие классы оружия, с классическими ружьями с подствольными магазинами. Ну а поставщики оружия безуспешно искали альтернативу «Вепрю».

И чудо свершилось! Год назад, на рынке Украины появился полуавтоматический газоотводный дробовик Typhoon F12, который был готов к стрельбе как говорится «прямо из коробки», то есть не требовал сложных специфических доработок и имел при этом более чем гуманный ценник. Я горд тем, что причастен к его появлению, потому что именно после моего посещения фабрики и работы с инженерами компании появилась модификация «спорт», которая создавалась под запросы самой прихотливой части стрелкового сообщества – для спортсменов-практиков.

Пожалуй, ни одна новинка на оружейном рынке Украины не была под столь пристальным вниманием со стороны потребителей. Кто-то вдохновлялся успехами нового ружья, а кто-то радовался неудачам и не упускал момента отпустить язвительные замечания в его адрес. И вот прошел уже год с начала продаж Тайфуна и настало время подведения промежуточных итогов, дабы развеять кривотолки и всевозможные мифы, окружающие это дробовик.

Сразу хочу сказать, что конструкция ружья зарекомендовала себя очень хорошо – она неприхотлива к загрязнению, это кстати показал тест на 1000 выстрелов без чистки, отдыха и смазки, и удобная с точки зрения эргономики – как у карабинов, работающих по схеме незабвенного Юджина Стоунера. Это особенно удобно стрелкам, которые находят радость в стрельбе из двух видов оружия – ружья и нарезного карабина. Большинство органов управления Тайфуна там же где и у карабинов АР-15.  Работа механической части ружья простая и понятная, а принципы работы направлены на уменьшение подброса и увода оружия при выстреле. И количество попыток скопировать это оружие конкурентами говорит само за себя.

Те не менее некоторые стрелки столкнулись с поломками при эксплуатации ружья. Здесь нужно отметить, что проблемы с которыми столкнулись эти стрелки проявлялись при достаточно большом настреле. При настреле, который для многих стрелков просто недостижим – они так много не стреляют и не собираются. Поэтому многие с ними никогда и не столкнутся.

Однако с самого начала продаж статистика поломок тщательно собиралась, в том числе и с помощью группы владельцев этого ружья в сети Фейсбук, которая была предусмотрительно создана преимущественно именно для этого. Владельцы всегда охотно делятся техническими проблемами с которыми они сталкиваются в процессе эксплуатации. И хочу сразу отметить, что не знаю случаев, когда эти проблемы не были бы устранены по гарантии – практически все детали оружия были заранее привезены и имелись в распоряжении мастерской.

К нашему счастью, компания-производитель готова выслушивать проблемы стрелков, и постоянно находится в поиске оптимальных решений по устранению проблем эксплуатации, повышению надежности своего оружия и увеличению комфорта его использования. Поэтому мои поездки на фабрику всегда достаточно продуктивны, руководство всегда с вниманием выслушивает позитивные и негативные опыты владения и использования своей продукции, а я с радостью делюсь своим и обобщенным чужим опытом стрельбы и стараюсь предложить решения, которые еще немного приблизят ружье к недостижимому идеалу.

Итак, что же ломалось в ружье второго поколения и какие были предложены решения?

  1. После пары-тройки тысяч выстрелов практически гарантировано выходил из строя газовый поршень. Его сначала поддувало, а потом он лопался пополам. Правда, очень многие владельцы узнавали об этом уже при разборке с целью чистки оружия, потому что даже при лопнувшем поршне оружие очень часто продолжало работать ничем не выдавая поломки. Сейчас изменен материал поршня и его конструкция. Новая конструкция перераспределяет гигантские нагрузки, возникающие в этом узле в момент выстрела, что значительно снижает вероятность его выхода из строя.
  2. С еще большим настрелом увеличивался риск обрыва опорного кольца на тягах затвора. Сварной шов не выдерживал, лопался и это уже гарантировано выводило оружие из строя. Поэтому была немного изменена конструкция этой детали, появился опорный борт на тягах и соответственно выемка на кольце для надежного упора и снятия нагрузки со сварного шва. Ну и сам шов стал крупнее, более надежным и гораздо большей длины.
  3. Иногда ломались ручки затвора. Просто в момент выстрела разделялась на две части. Никакой системы в этом вопросе не выявлено, поэтому инженеры компании единодушно согласились, что это вопрос качества материала, из которого были изготовлены ручки и поэтому решение этой проблемы очень простое – замена металла ручки на более качественный.
  4. Еще один узел, который вызывал нарекания – это гайка трубы приклада. У нее иногда при затяжке отрывались зубцы. Несмотря на то, что эта резьба стандартная и здесь прекрасно подходят гайки от карабинов AR-15, компания изменила конструкцию гайки сделав ее более массивной.
  5. Были также единичные случаи поломок личинок затворов. Проблема кроилась в ее форме, поэтому геометрию личинки немного поменяли и сделали ее стенки толще.
  6. Пожалуй, самой неприятной поломкой для стрелка была лопнувшая ствольная коробка. Проблема с ней возникает только тогда, когда много стрельбы ведется с отпущенной гайкой ствола. В таком случае при выстреле возникают дополнительные вибрации, которые вредно влияют на металл коробки под самой гайкой.  Поэтому для сохранности этого узла пока только есть настоятельная рекомендация – регулярно проверять затяжку гайки ствола.
  7. Чаще всего теряют винт рычага затворной задержки. От вибраций при стрельбе от постепенно откручивается, но стрелок обычно это замечает не сразу, так как ружье при этом остается работоспособным, но не становится на затворную задержку при опустошении магазина. А пустой магазин на упражнении по практической стрельбе – очень неприятное явление и стрелки стараются избегать такого сценария. Поэтому я рекомендую не ждать развития этого процесса, а сразу после покупки зафиксировать этот винт фиксатором резьбы. Как и винты отражателя, которые тоже имеют склонность к постепенному откручиванию.

Вопросы, касающиеся кастомизации данного ружья я не затрагиваю. Кому-то может не нравиться рукоятка, кого-то может не устраивать приклад. Здесь каждому стрелку нужно свое индивидуальное решение и каждый может поменять эти изделия на те, которые ему больше подходят. К счастью, они стандартные, такие же как на карабинах AR-15, а выбор их различных модификаций на рынке просто огромен. Скажу лишь, что обрезиненная рукоятка и приклад лично мне очень удобны. Приклад хоть и имеет люфт присущий всем телескопическим прикладам, но при необходимости он убирается простым и бюджетным способом с помощью армированного скотча, с которым многие стрелки знакомы по другим моделям этого изделия.

Пусть владельцы второй генерации ружья не пугаются — все модернизированные детали взаимозаменяемы со старыми, поэтому если вдруг что-то случится с их оружием – поменять поломанную деталь на новую не составит труда.

Специально для стрелков, которые стреляют не так много, свято верят в надежность оружия и сейчас возможно удивлены описанным проблемам и их решениям, скажу: «Нет абсолютно надежного оружия! Ломается все. Я на стрельбище видел в нерабочем состоянии почти все модели ружей, используемые в практической стрельбе. Это происходит по одной причине – слишком большая нагрузка на них. Это знают стрелки, которые стреляют много и поэтому вовремя пытаются заменить детали, которые по их мнению в ближайшее время могут выйти из строя. Многие спортсмены имеют два одинаковых стрелковых комплекта – два ружья в одной комплектации, чтобы в случае неприятностей, сразу иметь второй рабочий вариант, который не нужно настраивать и к которому не нужно привыкать. Потому что если перефразировать Воланда из романа «Мастер и Маргарита» — «все оружие ломается, но это еще полбеды. Плохо то, что иногда внезапно ломается…» Ну а чтобы такие ситуации случались все-таки как можно реже – будем совместно с производителем и дальше работать над увеличением ресурса дробовика Тайфун, ведь предела совершенству нет, а улучшение — это процесс открытый и постоянный!

Не пропусти новый пост — подпишись на мой телеграм-канал https://t.me/datsenkooleg