Гейм-план в практической стрельбе

Ознакомление со стрелковым упражнением – это то, за что практическую стрельбу часто хейтят адепты других стрелковых направлений. Справедливо или нет – не хочу сегодня спорить на эту тему. Сегодня хочу рассказать о том, чем собственно нужно заниматься во время ознакомления.

гейм-план в практической стрельбе

Итак, эти 3-5 минут, которые дают на матче на ознакомление с упражнением вам нужно потратить на одну простую вещь – нужно придумать гейм-план прохождения упражнения. Это ваш персональный сценарий, который должен помочь вам максимально быстро поразить все мишени не выходя за пределы ограничительных линий и соблюдая технику безопасности.

Именно оптимальный гейм-план, ну и само собой ваши стрелковые навыки будут определять ваш успех на упражнении.

Поэтому первое что нужно сделать – внимательно прослушать брифинг, который вам зачитают перед ознакомлением. Вы должны точно знать количество мишеней, их тип, стартовую позицию и положение готовности оружия. Иногда также бывают дополнительные условия, например, поражение мишени не двумя выстрелами, а тремя, стрельба только со слабого плеча или руки и т.д.

После того, как вы усвоили все пункты брифинга и получили разрешение на ознакомление – зайдите на упражнение, найдите и пересчитайте все мишени. Нет, вот именно пересчитайте. Не нужно предполагать, что вы прошлись по всему упражнению и точно их все увидели. Считайте. Если их по брифингу 16, то вы должны насчитать именно 16. Не 15 и не 17. А такое часто бывает, когда вы не находите какую-то мишень или мишени, или, когда видите одну и ту же мишень из разных позиций и принимаете ее за две разных мишени. А иногда и за три). Ок, пересчитали? Все сходится? Поехали дальше!

Найдите стрелковые позиции из которых вы будете поражать эти мишени. То есть найдите места в пределах ограничительных линий, куда вы прибежите после сигнала таймера и будете стрелять. Главное правило – чем меньше стрелковых позиций – тем меньше времени вы потратите на упражнение. Найдите точки из которых видно большее количество мишеней. Если у вас есть выбор выстрелить отсюда по мишени и шагнуть вперед для обстрела следующей мишени или сразу пройти дальше на вторую позицию и с одного места поразить обе – выбирайте второй вариант. Но включайте здравый смысл. Иногда лучше обстрелять мишени из разных, но комфортных позиций, чем из одной, но максимально используя свои акробатические возможности. Не занимайтесь «джекичанщиной» и «хонгильдонщиной»)) Думайте, что конкретно для вас будет быстрее, комфортнее и надежнее, с минимумом сложных манипуляций.

Потом, очевидно, нужно определить ваш порядок перемещения между этими позициями. Ориентируйтесь на расстояние которое вам придется пройти «посетив» все точки из которых вы будете стрелять. Расстояние должно быть минимальным, чтобы перемещение занимало соответственно минимальное время. Учитывайте удобство перемещения. Для правши слева направо перемещаться с оружием удобнее, чем наоборот. Для всех вперед бежать легче, чем назад. Постарайтесь заканчивать упражнение в позиции, которая самая неудобная из всех определенных вами. Например, если нужно где-то становиться на колено чтобы иметь возможность обстрелять мишени, то лучше заканчивать в этой позиции, так как подъем опять на ноги будет занимать время. Это же касается позиций, где вам приходится сильно вываливаться из-за щита или перекладывать оружие в слабое плечо. Возврат обычно занимает много времени, а закончив в такой позиции вы убираете это время из общего времени выполнения упражнения. Но это не всегда возможно или не всегда оптимально. Зависит от дизайна упражнения.

Дальше нужно понять где вам нужно перезаряжать или дозаряжать ваше оружие. Потому что патронов, заряженных на старте вам может не хватить на все упражнение. Это особенно актуально для ружья и пистолета. Или же их вообще может не быть в вашем оружии по условиям брифинга и вам придется заниматься зарядкой после сигнала таймера. Считать выстрелы на упражнении очень сложно, поэтому спортсмены этим не занимаются. Они занимаются тем, что определяют в каком месте гейм-плана они сделают смену магазина или добросят «четверку» патронов в ружье. Делать это лучше на переходах между стрелковыми позициями для экономии времени. Стрелять до последнего патрона в магазине и дозаряжаться когда патронов в оружии нет – крайне не правильно. Перезарядку-дозарядку нужно делать, когда хотя бы в патроннике остался патрон. Опять же для экономии времени. Выбирайте для дозарядки удобные переходы между позициями. Например, при движении вперед это будет сделать гораздо легче, чем при движении назад. Рассчитывайте количество патронов, которые останутся в вашем оружии до перезарядки и пытайтесь делать запас. Ведь вы можете промазать по мишени и делать дострелы. Учитывайте это и давайте себе право на ошибку.

Теперь попытайтесь критически оценить ваш гейм-план. Возможно вы можете уменьшить количество стрелковых позиций? Или изменить порядок движения между ними? Удобно ли вам будет делать дозарядку или смену магазинов в определенных вами местах?

Отметьте для себя мишени, которые вы можете легко забыть и пропустить, сосредоточьтесь на том, что нужно сделать, чтобы этого не случилось. Например, в самом углу упражнения нужно вывалиться максимально в сторону, чтобы увидеть мишень, которая только в таком положении видна для обстрела. Поймите куда именно вы будете целиться при стрельбе в сложные мишени. Например, в экстремально близкие или дальние, перекрытые штрафами, движущиеся или нестандартно расположенные мишени.

Определите потенциально небезопасные места и моменты, в которых можно нарушить правила. Например, разбить угол безопасности при манипуляциях с оружием или получить процедуру за заступ при стрельбе. Подумайте, что нужно сделать чтобы этого гарантированно избежать.

Если вам кажется, что вы таки составили оптимальный для себя гейм-план – обязательно попробуйте пройти его несколько раз, начиная очень неспеша, акцентируя свое внимание на важных моментах: стрелковые позиции, перезарядки, сложные моменты и опасные места. Проходите упражнение в холостую такое количество раз которое вам позволит время, отведенное на это и коллеги по скваду, непроизвольно мешающие вам, так как заняты тем же.

Нужно понимать, что недостаточно пройтись один раз и думать, что вы все запомнили. Вы это помните сейчас, пока мозг не находится в стрессовой ситуации. После сигнала таймера такой гейм план превратиться в хаос, как карета Золушки в тыкву в полночь. Вы должны запомнить гейм-план спинным мозгом, всем телом. Поэтому даже если вам кажется, что вы все запомнили – не поленитесь пройдите упражнение еще несколько раз с имитацией стрельбы и остальных элементов. Кстати, по правилам в руках у вас на ознакомлении ничего не должно быть. Вообще ничего.

Закончилось время ознакомления? Крутите гейм-план в голове. Закройте глаза и по памяти постарайтесь «пройти» упражнение несколько раз, представляя все движения, манипуляции с оружие, точки прицеливания и т.д. Очень часто у стрелков не бывает достаточного количества времени на необходимое количество холостых проходов. Поэтому остается визуализация. Проходите упражнение у себя «в голове».

Частая ошибка на ознакомлении – это имитация прохождения упражнения на не свойственной вам высокой скорости. Представляйте сколько времени у вас займет тот или иной элемент и не пытайтесь в холостую имитировать его быстрее. Если вы делаете перезарядку за 1,5 секунды  – уделите этому не меньше времени на ознакомлении. Если вы забрасываете восемь патронов в ружье за 4 секунды – не нужно делать вид, что вы сделаете это за две. «Обстреливая» группу из четырех мишеней – не нужно думать, что вы справитесь с этим за пол-секунды. В общем – пытайтесь полностью воссоздать тайминг упражнения, который позволит вам отстрелять его комфортно и эффективно. Иначе получится, что при реальном прохождении с оружием ваш мозг будет постоянно бить тревогу – вы ведь ранее «говорили» ему что, то или иное действие займет гораздо меньше времени и сейчас вы уже должны быть в другом месте упражнения, а вы еще не справились с первой группой мишеней. Вы начнете ускоряться и гарантированно наделаете ошибок.

Еще одна фатальная ошибка, когда стрелок в последний момент пытается изменить свой гейм-план. Например, ваш коллега прошел упражнение перед вами, и вы увидели, что его гейм-план оптимальнее. Вам возможно захочется использовать увиденное в своем гейм-плане немного изменив его. Не делайте это! Это ловушка! В итоге вы не исполните ни свой гейм-план, ни гейм-план коллеги. С огромной вероятностью у вас вообще все пойдет не по плану. Поэтому даже если вдруг после ознакомления вы видите, как можно улучшить прохождение — воздержитесь от изменений в вашем плане. Лучше надежно исполнить не самый оптимальный гейм-план, чем запороть идеальный.

На ознакомлении будьте взаимовежливы. Не отвлекайте коллег без необходимости. Не зависайте подолгу на одном месте – времени мало и всем стрелкам нужно успеть сделать тоже самое. Старайтесь оптимизировать передвижение на ознакомлении и не мешать стрелкам которые идут за вами.

Помните и не пренебрегайте возможностью еще раз ознакомиться с упражнением в одиночестве, без толпы коллег. Это возможно непосредственно перед вашим прохождением, когда стрелок перед вами уже отстрелялся, судьи дали команду «отбой», снимаются результаты и восстанавливаются мишени для вашего прохождения. Можно выйти и еще раз пройтись по упражнению и закрепить в голове ваш гейм-план. С пустыми руками, естественно.

Фото: Дмитрий Розмерица