Тюнинг спортивного карабина

Я прекрасно понимаю, что тюнинг тема очень обширная и многогранная. Вариантов тюнинга и целей, которые он преследует очень много. Соответственно и мнений на этот счет огромное количество. У всех стрелков свое видение, которое зависит от задач, кошелька и вкуса. Это знаете, как в тюнинге автомобилей, кто-то работает над реальным увеличением мощности автомобиля, а кому-то спойлера на крышке багажника и красных брызговиков Sparco будет вполне достаточно!

Тем не менее, в спорте, в практической стрельбе прорисовывается определенная конфигурация карабина, о которой я сегодня расскажу.

Прежде всего давайте тюнинг разделим на четыре вида: эргономический, эстетический, для облегчения веса и функциональный. С эргономическим, думаю, все понятно. Стрелок пытается подогнать карабин под свою антропометрию и привычки, подбирая рукоятки, приклады, цевья, ручки взвода и т.д. Здесь сложно что-то однозначно советовать, потому что мы все разные и то, что удобно мне, может быть совсем неудобно другому. У меня был случай, когда мой коллега не смог полноценно стрелять из моего ружья, на которое был установлен коллиматорный прицел, потому что райзер, на котором он стоял, был слишком низкий для него. И он просто не видел марку прицела. При этом мне было все очень удобно.

Эстетический тюнинг я не буду комментировать, поскольку, как вы понимаете, его задача сделать карабин красивее. Красивее с точки зрения его владельца. А остальные могут не разделять эту точку зрения. Ну ок, о чем речь? О покраске карабина в другой цвет, о вставках красивых красненьких деталюшек и прочее. Я совершенно спокойно к этому отношусь, иногда получается действительно красиво, но надеюсь все понимают, что к спортивным качествам карабина это никакого отношения не имеет.

Дальше. Многие пытаются облегчить карабин. Это очень интересная и не дешевая тема. В этой теме стрелки делятся на два лагеря – одни заморачиваются этим, другие соответственно нет. Я пока отношусь ко вторым, так как в спорте ты не таскаешь карабин часами на себе, упражнение длится до минуты, ну, ладно, две, это если вы «косячите» по дальним мишеням. Но в этот момент карабин скорее всего стоит на сошках, а вы лежите рядом. В общем я о том, что носить его в руках по долгу не приходится и соответственно стрелок не сильно устает. Ну и еще раз – это дорого, так как менять приходится многое и ценник на облегченные детали – аэроскосмический. И еще один момент, чем легче карабин, тем больше его дергает отдача – физику не обманешь.

И наконец о функциональном тюнинге. С ним, кстати, нужно быть аккуратным, чтобы с точки зрения наших правоохранительных органов не попасть под определение «незаконная переделка оружия». Какова его цель? Почти всегда – это уменьшение отдачи для качественной стрельбы «сплитами» и на «дальняк». Рецепт здесь простой, но вариантов и ингредиентов много. Конфигурация такого спортивного карабина уже давно выкристаллизировалась из мирового опыта спортсменов-практиков.

Прежде всего это хороший одностейджевый спуск. Именно одностейджевый, у которого нет свободного хода.  Есть хорошее сравнение – он должен быть как ломающаяся стеклянная палочка. Т.е. он должен быть достаточно легким и с минимальным свободным ходом. Вот у меня Geissele, он не плох, но он скорее, как «карамельная» палочка, его минимальный свободный ход кажется мне мучительно длинным при стрельбе на дальние дистанции. Но со сплитами он справляется хорошо.

Дальше это дульный тормоз компенсатор (ДТК). Хороший ДТК позволяет очень качественно улучшить динамическую стрельбу за счет уменьшения отдачи и подброса оружия. ДТК много, но лучших, по мнению стрелков только четыре или пять. И мне кажется, что среди них разницы особой нет, есть только вопрос привычки к вектору и силе движения того или иного образца во время выстрела. В любом случае, даже плохой ДТК гораздо лучше, чем его отсутствие.

Ствол. Даже не столько ствол, сколько газовая система. Достаточно заметным и важным является длина газовой трубки. Эта длина определяет момент после выстрела, когда отработавшие газы начинают перезарядку карабина. Чем позже это происходит – тем позже подвижные детали в карабине начинают движения и, тем позже эти вибрации передаются на ствол. Считается, что в коротких газовых системах эти вибрации начинаются еще до того, как пуля покинула ствол, и соответственно передаются ей. Оптимальной длиной ствола с комфортной газовой системой является ствол длиной 18 дюймов. Он вместе с газовой системой «райфл» и является неким стандартом в спорте. Хотя я видел успешных стрелков и с более длинными стволами и с более короткими. Кроме того, газовые трубки на более коротких стволах можно искусственно удлинить, сделав из нее спираль вокруг ствола, смоделировав таким образом на относительно коротком стволе более длинную газовую систему. Ну и следует помнить, что в спорте ствол – это расходник. Поэтому он должен быть качественным, но не баснословно дорогим, его все равно придется менять.

Ну и набор из регулируемого газблока, облегченной рамы затвора и облегченного буфера отдачи или пружинного блока – джентельменский набор любого спортсмена.  О настройке такого набора я как раз недавно записал небольшое видео – можете посмотреть его здесь: https://youtu.be/msh1-PmGsKY. Сейчас мне скажут: «У меня всего этого нет и не нужно, я и так неплохо стреляю». Ну, ок, рад за вас. Но вы должны понимать, что со всем этим могли бы стрелять еще лучше)

Так вот к чему я это все рассказывал? Сейчас некоторые производители оружия пытаются быть ближе к спорту и создают «спортивные образцы» оружия. И меня всегда удивляло, что как-то криво у них это получается. Поэтому бесплатная инструкция для них: возьмите спортивные «болиды» у нескольких топовых спортсменов и посмотрите какие конфигурации они используют. Но именно несколько, если взять кого-то одного – то там может быть что-то специфическое, под конкретного спортсмена. Поэтому нужно усреднять. И я уверен, что усредненно будет примерно то, о чем я рассказал выше. Вот собственно это и нужно делать. Потому что странным выглядит тот факт, что купив «спортивный карабин» за немалые деньги придется еще тратиться и менять некоторые детали в нем на «более спортивные». Ведь именно они в большей степени будут определять его «спортивность», а не второстепенные детали, которые лишь незначительно улучшают удобство в работе с ним, типа боковой ручки затвора, которая не очень-то и нужна. Тогда уж проще купить относительно недорогой карабин и добавить в него тюнинг нужный вам – очевидно, что это будет дешевле, чем купить дорогой и добавить тот же тюнинг. В общем если в спортивном автомобиле вместо спортивного мотора стоит мотор заурядный, то красные брызговики не помогут вам выиграть гонку!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *