Часть 2-я. Техническая. Улучшаем стоковый карабин AR-15
Ну ладно. Допустим вы купили карабин AR-15 и даже стреляете из него с какой-то периодичностью.
Вам, конечно же, хочется увеличить свою результативность, а для этого нужно стрелять и манипулировать с карабином еще быстрее и попадать в мишени точнее.
Тогда начните с эргономики. В этом вопросе нет единого рецепта, так как мы все очень разные анатомически. Неправильно брать себе точно такой же обвес, как у знакомого, пусть даже более опытного стрелка. Вы ведь не одинаковые внешне близнецы? И у вашего знакомого наверняка другой рост, длина рук, пальцев, шеи и т.д. Поэтому, конечно, перед покупкой лучше иметь возможность попробовать тот или иной обвес «в деле».
Чтобы лучше понимать, чего вам не хватает — проанализируйте свою стойку и вкладку и посмотрите какие моменты в них вы можете сделать комфортнее для себя, поменяв ту или иную деталь карабина. Обратите внимание на длину и форму цевья. Удобное ли оно? Возможно вам нужен приклад со щекой или другой высоты райзер прицела, если вам при каждой вскидке приходится «подруливать» головой, чтобы хорошо видеть в прицел. Или более толстая в обхвате рукоятка, если у вас длинные пальцы и указательный палец залазит слишком глубоко на спусковой крючок. Может быть вам не нравится люфт аппера и ловера, который можно убрать специальными пинами или банальной резиновой проставкой между ними. Для более быстрого и уверенного досылания патрона в патронник скорее всего есть смысл поменять рукоятку взвода, чтобы у новой был более ухватистый рычаг. Или же просто поменять рычаг на родной рукоятке, так как это значительно дешевле, а работы на пять минут. Увеличенная кнопка сброса магазина – не только полезная, но и вредная вещь, так как увеличивает риск случайного сброса магазина. Двусторонний рычаг предохранителя может неожиданно оказаться неудобным из-за того, что будет давить в основание указательного пальца правой руки правши.
Функциональный тюнинг нацелен на то, чтобы производить быстрые сплиты (сдвоенные выстрелы) и дальние выстрелы не теряя «картинку». Поэтому основной комплекс мероприятий направлен на уменьшение отдачи и подброса ствола при стрельбе, а также на комфорт обработки спуска.
У спортсменов уже давно существует схема тюнинга, позволяющая добиться необходимых кондиций карабина AR-15. Дальше даю список улучшений в порядке, который мне кажется оптимальным, учитывая, что многие не готовы одномоментно потратить приличный бюджет на все доработки сразу. Кроме того, делая их постепенно вы будете видеть прогресс от каждого улучшения и ощущать драматическую разницу в результатах вашей стрельбы. Но еще раз хочу подчеркнуть, что все это вы будете чувствовать, если будете тренироваться. Этот тюнинг не заменяет вам настрел из оружия. Это не волшебная пилюля, которая позволит вам избежать тренировок.
Итак, начните с ДТК (дульный тормоз компенсатор), если на вашем карабине его до сих пор нет. Он значительно уменьшает отдачу карабина и подброс ствола за счет перенаправления реактивных струй пороховых газов, вылетающих из ствола. Существует несколько популярных моделей, которые общепризнанно являются самыми эффективными. Пожалуй, самым популярным является SJC Titan и его многие реплики. Не только из-за его производительности, но и из-за внешнего вида и удобоваримых размеров. Также популярен среди спортсменов JP Eliminator. Он, наверное, самый эффективный, но его внешний вид в виде поперечного обрезка трубы многих отворачивает. Существует еще много отличных ДТК, я не буду их все перечислять. Остановлюсь лишь на нескольких моментах. Любой ДТК, даже средненький, значительно улучшит ваши ощущения от стрельбы. Учитывайте, что при установке любого дульного устройства придется пристреливать карабин заново. Скорее всего это придется сделать даже если вы просто поменяли краш-вошеры (специальные проставки чтобы добиться нужного угла установки ДТК) или увеличили их количество. Еще одна правда в том, что стрелки привыкают к своим ДТК и подсознательно начинают компенсировать микродвижения именно своего ДТК. Поэтому, при его смене, даже на лучшую модель, сразу может появиться дискомфорт и ухудшение результатов, так как необходимо время на привыкание к новинке. Также многие ставят ДТК под углом, условно на час или на два по циферблату. Для этого есть существенные причины. Во-первых, многие чувствуют при стрельбе еще больший эффект работы ДТК, когда верхние сопла направлены не вертикально вверх, а под углом вправо. А во-вторых, если на карабине стоит дополнительный боковой коллиматорный прицел, то такое расположение ДТК работает больше на него. А сплиты по ближним мишеням, при такой конфигурации, чаще всего стреляют через коллиматор. Но нужно помнить, что при стрельбе лежа с наклоненным вбок ДТК часть газов с одной стороны будет направлена в поверхность на которой вы лежите. Соответственно пыль и грязь может полететь в стороны и на вас, поднимая завесу, которая будет вам мешать стрелять и заляпывать вам прицелы и очки. Поэтому жестких рекомендаций по углу установки ДТК не дам – пробуйте и полагайтесь на свои ощущения и логику.
Дальше ударно-спусковой механизм (УСМ). Штатные УСМ-ы на недорогих моделях, как правило «дубовые» с длинным ходом и большим усилием на спуск. Для новичков это оправдано – при обучении меньше риск сделать случайный выстрел. Но у тренированного стрелка приоритеты меняются. Он уже имеет устойчивый навык контроля спускового крючка, и хочет добиться плавного спуска для более точной стрельбы и короткого возвратного хода крючка (ресета) для более быстрых сплитов. Есть распространённая рекомендация, что спуск должен быть мягким и коротким и напоминать в своей работе «ломающуюся стеклянную палочку». Поэтому в спорте чаще всего одностейджевые УСМ-ы, которые не имеют свободного хода, а при нажатии после небольшого усилия сразу идет спуск. Но часть спортсменов привыкла и любит двухстейджевые механизмы, когда перед спуском нужно выбрать небольшой свободный ход. Это все, конечно, вопрос привычки и количества тренировок. Некоторые и при стоковом УСМ стреляют лучше большинства. Специальные спортивные УСМ для AR-15 – удовольствие не дешёвое. Правда в том, что у большинства дорогих моделей карабинов, которые позиционируются как спортивные, УСМ-ы не топовые, хотя и лучше дешевых стоковых. Поэтому многие стрелки все равно захотят их поменять для большего комфорта. На сегодняшний момент самым желаемым среди спортсменов УСМ-ом, пожалуй, является Hiperfire Eclipse и остальные более дешевые модели этого производителя. Отличные УСМ также у компаний Geissele и Timmney. Обратите внимание, что некоторые УСМ не всегда корректно работают со стоковыми пинами карабина. В комплекте к дорогими УСМ часто идут пины, которые и нужно использовать вместе с ним. Ну или придется купить качественные пины от стороннего производителя. Альтернатива дорогому УСМ-у – ослабленные пружины на ваш стоковый. Они недорогие и значительно улучшают ощущения при стрельбе. Но часто замечал, что они после нескольких тренировок пружины «просаживаются» и из-за этого периодически случаются «недонаколы» патронов. Выстрела не происходит из-за того, что такая пружина не в состоянии сделать удар по капсюлю достаточной силы.
Как правило правильный ДТК и УСМ – драматически изменит ваши результаты и ощущения от динамической стрельбы. Многие на этом и останавливаются. Но в этом вопросе есть куда пойти еще дальше. Уменьшение колебаний оружия при стрельбе можно уменьшить за счет уменьшения масс и скоростей деталей карабина, участвующих в перезарядке оружия. Если просто, то после каждого выстрела затворная группа и буфер отдачи летят назад в трубу приклада, экстрагируя пустую гильзу из патронника, и возвращаются обратно, досылая новый патрон из магазина в ствол и запирая затвор. Эти достаточно увесистые «железки», летая туда и обратно ощутимо влияют на «дергание» оружия в ваших руках. Что в свою очередь вызывает колебания картинки, которую вы наблюдаете через прицельные приспособления.. Но нужно понимать, что вмешиваясь в работу автоматики карабина мы становимся на скользкую дорожку выбирая между комфортом стрельбы и надежностью оружия. Спортивная стрельба – это всегда компромисс, и выбор в этом вопросе за вами.
Итак, следующий шаг – это замена штатного газового блока на регулируемый. В чем суть? В том, что заводские настройки карабина – это, так называемый «овергаз» при перезарядке. То есть стоковый газблок отводит значительно больше газов на перезарядку карабина, чем это необходимо. Зачем? Для более надежной его работы. Производитель не знает, каким патроном и в каких условиях вы будете стрелять, поэтому перестраховывается и «дует» по-полной. Таким образом, чтобы даже грязный карабин в сочетании с некачественным патроном перезаряжался. Но наши карабины как правило не валяются несколько суток в лесу в грязи и патроны мы чаще всего используем хоть и недорогие, но приемлемые по качеству. Да и цена задержки оружия хоть и не приятна, но все же не так высока, как может быть в каких-то экстремальных ситуациях. Поэтому идем на этот риск и с помощью регулируемого газблока уменьшаем подачу газа, чтобы уменьшить силу с которой подвижные детали разгоняются после выстрела и ударяются в задний торец трубы приклада. При этом газов должно оставаться достаточно, чтобы карабин становился на затворную задержку и еще был небольшой запас на случай «некачественного» патрона. Изменения в работе карабина вы заметите не только по своим личным ощущениям, но и по углу вылета стреляной гильзы. При овергазе она летит вперед, где-то на 2 часа, если направление ствола – это 12. При правильных «спортивных» настройках газового блока гильза вылетает в сторону между 3 и 4 часами. Хороших моделей газовых блоков тоже не мало, но у меня «на слуху» устройства от Superlative Arms и Odin Works.
Ок, скорость движения затворной группы уменьшили. Можно пойти еще дальше и для большего эффекта уменьшить массу затворной группы и буфера. Один из способов облегчить массивную затворную раму – это купить специальную облегченную раму Low Mass от JP или от других производителей, коих много. Жаль доступных на нашем рынке очень мало. Второй способ – отрезать все лишнее от штатной. Но для этого нужен хороший слесарь и качественный инструмент. Сам затвор (bolt) трогать не стоит. Во-первых, в нем нечего облегчать, а во-вторых, эта деталь – основная часть оружия и ее замена без разрешения является незаконной, в соответствии с существующими нормативными актами.
Также можно уменьшить массу буфера отдачи. Самый простой вариант – вытащить грузы из штатного, если такая возможность есть. Или купить уже готовый облегченный. Или заморочиться и купить специальный пружинно-буферный блок от JP или Armaspec. Они значительно дороже, чем просто облегченный буфер, но при этом еще и убирают неприятный скрежет штатной пружины в трубе прикладе. Для кого-то это важно. Но, скажу по секрету, если пружину хорошо смазать густой смазкой, то она почти не издает звуков при работе. Некоторые блоки позволяют ставить пружины разной мощности. Чем слабее пружина – тем более мягко можно настроить работу системы. Но убедитесь, что силы возвратной пружины хватает, чтобы уверенно досылать патрон в патронник при полном магазине.
После облегчения внутренностей карабина и уменьшения силы пружины газовый блок придется настроить заново. Это очевидно, так как газов для перезарядки теперь нужно еще меньше.
Скорее всего, при смене патрона в настроенном карабине, придется снова регулировать подачу газа через газовый блок. Поэтому, перед настройкой, описанной выше, выберите патрон из доступных на рынке, который вы будете использовать на своих тренировках.
Во все этой истории помните, что облегчение внутренностей нужно делать, когда у вас уже стоит регулируемый газблок, которым вы сразу отрегулируете подачу газов. Иначе, изменения не принесут должного эффекта, либо даже наоборот: эффект будет негативным.. Так как газы, которые до этого разгоняли штатную «тяжелую» затворную группу, теперь более легкую будут разгонять еще сильнее. В результате чего удар в трубе будет ощутимее, и я не исключаю быстрого выхода из строя облегченных деталей.
В общем, основная идея всех этих мероприятий сделать так, чтобы ваш карабин при стрельбе практически не шевелился и усилие, необходимое для спуска вносило минимум колебаний в вашу систему карабин-стрелок.
Обязательно ли все это? Конечно же нет! Нужно ли это всем подряд? Нет и это очевидно!
Есть еще отдельные направления тюнинга, которые я не затронул в силу их еще большей «необязательности», но которыми стрелки часто занимаются с большим азартом.
Это тюнинг по максимальному облегчению карабина. Когда по ценам из авиакосмической отрасли покупаются самые легкие детали карабина, чтобы сэкономить несколько дополнительных граммов веса. Сама по себе идея интересная, но требует приличного бюджета. Кроме того, это скорее может быть интересно стрелку, который подолгу носит карабин на себе. При спортивном же применении карабина я бы больше обратил внимание не на общий вес карабина, а на его баланс. Для этого иногда даже приходится специально утяжелять карабин. Ну и еще один момент – это отдача. Тут физику не обманешь – чем легче карабин, тем подвижнее он при стрельбе.
И завершу этот небольшой обзор тюнинга – «красотюнингом». Это когда стрелок просто пытается сделать карабин красивее или придать ему определенный стиль заменой цвета или формы некоторых деталей. Но красота – понятие относительное, и не всегда однозначное. Поэтому, действительно, часто можно видеть красивые экземпляры, выполненные в каком-то определенном стиле и с очевидной идеей. А иногда… Ну такое… Главное, чтобы хозяину нравилось.
AR-15 настолько разнообразный конструктор, что охватить абсолютно все варианты модернизаций представляется слабовыполнимой задачей, поэтому прекрасно понимаю, что многое осталось за пределами моего внимания в этой статье. Некоторые темы я умышленно упустил из обзора, как требующие более подробного разбора или как малозначимые, фриковые или дорогие. В любом случае, каждый вправе делать то, что ему нравится, если это не выходит за рамки закона. Но делая что-то, понимайте для чего вам это нужно.
Советы по тюнингу карабина AR-15. Часть 1-я. Философская
Видео: Тюнинг карабина AR-15. Что не так со «спортивными» моделями?
Видео: Тюнинг для уменьшения отдачи в карабине. Готовлю карабин «под спорт»
Не пропусти новый пост — подпишись на мой телеграм-канал https://t.me/datsenkooleg